Банкам добавят воли
Основными проблемами в банковской сфере, которые нужно решать в первую очередь, являются неравные условия конкуренции, недостаточная капитализация кредитных организаций, сокращение издержек. На их решение направлены новые инициативы, предлагаемые Ассоциацией региональных банков России в сфере банковского законодательства.
Анатолий Аксаков, глава Ассоциации, считает, что обеспечение равных условий конкуренции в банковской системе на практике должно воплотиться в таких мерах, как выход государства из капиталов коммерческих банков и выведение из советов директоров банков представителей регуляторов. Но главное, он предлагает законодательно закрепить предельные доли, которые банки могут занимать на рынке по основным показателям. "Надо законодательно утвердить долю любого финансового учреждения по размеру активов, по размеру вкладов и т.д. для того, чтобы институты, имеющие доминирующее положение, не пользовались им и не становились монополистами на этом рынке. Например, достигли 35% активов банковской системы - дальше развиваться уходите за пределы страны и захватывайте новые рынки", - комментирует он.
Постоянная головная боль банкиров - повышение капитализации. Со следующего года минимальный размер капитала будет 180 млн рублей, а дальше повышен до 300 млн, что, кстати, уже в полтора раза выше требований к европейским банкам. При этом основным источником капитализации называется прибыль. В прошлом году она увеличилась по банковской системе в 2,6 раза, и вроде бы средства для докапитализации есть. Однако половина прибыли всей банковской системы приходится на Сбербанк. Это - первое. Второе - в этом году прибыль расти перестала: в четвертом квартале 2010 года она составила 182 млрд руб., в первом квартале 2011 года - 183 млрд. Увеличить прибыль можно за счет снижения затрат. На это направлено несколько разработанных законопроектов.
Следующий законопроект (который разработан и внесен в Думу) закрепляет возможность хранения документов в электронном виде, что снижает затраты, которые банки несут при хранении документов в бумажной форме.Первый - для снижения банковских потерь при реализации заложенных активов. Сейчас при реализации залогов банк вынужден платить НДС со всей полученной суммы, хотя до 2009 года налог взимался с разницы между ценой приобретения и продажи имущества. "Я подготовил законопроект (он уже внесен в Думу), который предусматривает, что при реализации залогов должна облагаться разница между ценой приобретения имущества и его продажи. Надеюсь, что эта идея будет поддержана, потому что банки сейчас теряют и на переоценке заложенного имущества, и из-за того, что на всю сумму актива начисляется налог", - сообщает Анатолий Аксаков.
Еще один законопроект снижает расходы на непрофильную деятельность. "На банки возложено очень много видов деятельности - они являются налоговыми агентами, работают со службой финансового мониторинга, с таможенными органами и т.д. Им приходится содержать целые подразделения для осуществления этих функций. Представьте себе: у нас несколько миллионов индивидуальных предпринимателей, и контроль за их кассовыми операциями возложен на банки. Теперь контроль за кассовыми операциями как функция кредитных организаций должен быть снят. Когда мы готовили соответствующий законопроект, выяснилось, что на банках уже нет обязанности контролировать кассовые операции своих клиентов, но есть ответственность, зафиксированная в Кодексе об административных правонарушениях, за неосуществление такого контроля. Мы подготовили поправку в КОАП для того, чтобы эту проблему снять. Этот законопроект уже внесен на рассмотрение Думы", - рассказывает Анатолий Аксаков. Он также предлагает законодательно разобраться с еще одной непрофильной обязанностью. "Кредитным организациям приходится рассматривать документы, поступающие из различных институтов власти - ЦБ, правительства, ФАС, МВД, судов, таможенных органов, службы судебных приставов и т.д. По просьбе ЦБ мы провели опрос среди банкиров - сколько запросов в месяц поступает от госструктур. Оказалось, что число ежемесячных запросов доходит до 4170. Соответственно, на все эти запросы надо отвечать. Конечно, их надо сократить, унифицировать, перевести в электронную форму, и желательно, чтобы они поступали в банки через один институт, например, ЦБ", - предлагает глава Ассоциации региональных банков России.
Также законодательно планируется решить проблему, возникшую при принятии изменений в КОАП для борьбы с отмыванием капитала, полученным преступным путем. "В соответствии с этими изменениями единичные нарушения, связанные с представлением отчетности по 115-му закону, должны караться суммами, сопоставимыми с окладами людей, отвечающими за этот участок. В прошлом году в службу финансового мониторинга было предоставлено 6,5 млн документов. 6% из них направили банки. Представьте, какой объем документов приходится оформлять и направлять людям, отвечающим за эту работу. Естественно, возможны ошибки, технические проблемы, и за это надо нести ответственность. Мы сейчас готовим законопроект, по которому предлагаем, во-первых, ввести понятие систематическое нарушение (к примеру, три и более раз), во-вторых, накладывать ответственность на руководителя организации, а не на исполнителя. Эту тему мы обсуждаем с ЦБ, и в ближайшее время, возможно, такая инициатива будет внесена на рассмотрение в Госдуму", - рассказывают в ассоциации.