«Индекс Опоры RSBI» по итогам 1 кв 2015 года показал улучшение бизнес-самочувствия предпринимателей
Основной вклад в увеличение индекса RSBI внесло замедление темпов падения продаж и инвестиционной активности предпринимателей. Компонента, отвечающая за продажи, по итогам 1 кв. 2015 года выросла на 4,2 п. до 40,7 п. В целом значение показателя продолжает свидетельствовать о падении продаж у большинства предпринимателей, но меньшими темпами, чем в 4 кв. 2014 года. Значение показателя инвестиционной активности по-прежнему находится на крайне низком уровне, хотя и выросло на 3,9 п. до 39,8 п. Основной вклад в рост этой компоненты внесли ожидания роста инвестиций во 2 кв. 2015 года.
Продолжился спад компоненты индекса, отвечающей за доступность финансирования. Ее значение в 1 кв. 2015 года опустилось на 2,0 п. до 36,8 п. При этом спад этого показателя идет на фоне роста потребности в кредитах. Так, если в 3 кв. 2014 года 32,4% принявших участие в исследовании предпринимателей выражали потребность в кредитных ресурсах, то в 4 кв. 2014 года их количество увеличилось до 40,1%, а в 1 кв. 2015 года – до 41,0%. Снижение доступности финансирования предприниматели связывают с высокими ставками по кредитам и ужесточением банками требований к заемщикам.
Единственная компонента индекса, которая находится выше 50,0 п., связана с кадровой составляющей, вместе с тем третий квартал подряд наблюдается снижение данного показателя, и значение по итогам 1 кв. 2015 года (50,2 п.) говорит о том, что предприниматели заняли выжидательную позицию в этом вопросе. В частности, в 1 кв. 2015 года большая часть бизнесменов не увеличивала штат своих сотрудников, но количество готовых сделать это во 2 кв. 2015 года - немного больше половины. В то же время, лишь чуть более половины предпринимателей готовы увеличивать оплату труда. Причем число фактически сделавших это в 1 кв. 2015 года меньше, чем прогнозировалось.
Среди дополнительных компонентов индекса самый существенный рост показал компонент, отвечающий за бизнес-климат - во 2 кв. 2015 года предприниматели ожидают улучшения условий для ведения бизнеса, отмечая их как сложные в 1 кв. 2015 года. Замедление наблюдается в росте цен, но бизнесмены сдерживают цены не за счет сокращающихся издержек, а за счет собственной прибыли. Продолжает расти значение показателя баланса запасов, но менее активно, чем в 4 кв. 2014 года, что связано с сокращением складских запасов и необходимостью пополнять новыми товарами, но по более высоким ценам.
В разрезе отраслей наибольший рост индекса зафиксирован в производстве (+2,6 п.; 42,1 п.), где отражено, в том числе, влияние эффекта импортозамещения. Минимальный рост (+0,9 п.; 41,4 п.) наблюдался в торговле, которая испытывает давление снижающегося потребительского спроса из-за падения реальных доходов. Аналогичные тенденции прослеживаются и в сфере услуг, здесь увеличение индекса несколько выше (+1,4 п.; 41,4 п.), хотя значение индикатора и самое низкое среди анализируемых отраслей.
В разрезе размеров бизнеса наибольшее значение показателя на протяжении 3-х кварталов продолжает удерживать средний бизнес (42,6 п.), показавший рост на 1,5 п. В тоже время, максимальный прирост показателя был зафиксирован в малом бизнесе (+2,5 п. до 41,5 п.), демонстрировавший наименьшее значение в 4 кв. 2014 года. Индекс микро бизнеса в 1 кв. 2015 года показал рост на 1,2 п. до 41,2 п.
«Значения Индекс RSBI в 1 кв. демонстрируют позитивные изменения в настроении малого и среднего бизнеса, во многом это связано с надеждами предпринимателей, что «дно» пройдено и их ожиданиями более высоких результатов во 2 кв. 2015 года. Так, рост показателя инвестиционной активности связан с увеличением количества предпринимателей, готовых вкладывать прибыль в расширение своего бизнеса, но основной вклад в рост этой компоненты внесли ожидания роста инвестиций во 2 кв. 2015 года», – прокомментировал Константин Басманов, заместитель председателя правления Промсвязьбанка.
«Индекс Опоры RSBI» - регулярное исследование бизнес-настроений в сегменте микро, малых и средних предприятий, которое проводит Промсвязьбанк и агентство маркетинговых и социологических исследований Magram Market Research. Проект реализуется при поддержке Общественной палаты России и общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Индекс рассчитывается ежеквартально и основан на данных опроса руководителей компаний МСБ. Полученные результаты отражают мнение российских предпринимателей в целом, а также в разрезе отраслей, размера бизнеса и отдельных регионов исследования. Выборочная совокупность насчитывает 1 992 компании в 19 регионах РФ. Выборка отражает мнение российских предпринимателей в целом, а также в разрезе отраслей (торговля, сфера услуг и производство), размера бизнеса (микро-, малый, средний) и отдельных регионов исследования.
* Значение индекса RSBI выше 50 пунктов интерпретируется как рост деловой активности; ниже 50 пунктов – снижение деловой активности.