Деньги по курсу
Кредитование малого и среднего бизнеса многие банки называют сегодня "приоритетным направлением своей деятельности". Действительно, это наиболее доходный сегмент рынка: и процентная ставка для "малышей" на 1,5 - 2% выше, чем для крупных компаний, и их количество намного больше. К тому же многие небольшие компании имеют хороший потенциал роста, и у банка есть шанс, начав кредитовать малое предприятие, через несколько лет получить серьезного клиента -ту же самую фирму, доросшую до среднего, а то и крупного бизнеса. Правда, эксперты по-прежнему считают малый бизнес рискованной сферой для кредитования, ведь устойчивость и доходность этих предприятий просчитать трудно.
"На рынке кредитования малого и среднего бизнеса в последнее время сроки кредитования увеличиваются до 10 лет, а суммы кредитов - до 30 млн рублей. На одного заемщика приходится в среднем по 2,8 млн рублей, - рассказывает Татьяна Сахаренкова, зам. управляющего Инвестторгбанка. - Минимальная ставка по кредиту сейчас 12,5% годовых. Правда, на овердрафтные кредиты ставка чуть ниже - 11%. За прошлый год спрос на кредиты для малого бизнеса увеличился на 19%, а количество впервые открытых кредитных линий выросло на четверть по сравнению с показателями 2010 года. Так что наблюдается и приток новых клиентов, и повышение активности тех, кто уже является клиентами банка".
Повышение активности бизнеса эксперты связывают с тем, что банки постоянно разрабатывают и предлагают новые кредитные программы для малых предприятий, "заточенные" под особенности конкретных компаний: торговых или промышленных. Для последних предусмотрены такие целевые продукты, как специальные кредиты на приобретение транспорта или оборудования. Для инновационных фирм также существуют специальные программы, ставки по которым ниже обычных на 1 - 2%. Так что руководству предприятия, решившему поменять устаревшее оборудование на высокотехнологичное, стоит обязательно указать в заявке на кредит, что деньги пойдут "на инновации".
Увы, действительно инновационные фирмы чаще всего являются очень молодыми, а потому не подпадают под требования, которые выдвигают финансовые организации. Подавляющее большинство банков старт-апы не кредитуют совсем, считая их финансирование "почетной обязанностью" государства. Шанс на кредит имеет лишь бизнес, успешно просуществовавший как минимум полгода. Однако, задавшись целью, можно найти и кредит под бизнес-план. Так, Сбербанк запустил в конце прошлого года программу "Бизнес-старт" - готовые типовые решения для старт-апов.
"Мы предлагаем начинающим предпринимателям франчайзинговые программы ведения бизнеса и стартовые средства на запуск своего дела. Заемщик должен внести первоначальный взнос в размере 20% от общей суммы бизнес-плана и не вести предпринимательскую деятельность в течение предшествующих 90 дней, - говорит Алексей Кольчик, зам. председателя Северо-Западного банка Сбербанка России. - Став участником программы, такой бизнес может рассчитывать на получение беззалогового кредита в сумме до 3 млн рублей и до 80% объема средств, необходимых для запуска бизнеса по ставке 17,5% годовых при кредитовании на срок до двух лет и 18,5% - свыше двух лет. При этом заемщик получает возможность отсрочки в погашении основного долга - до 6 месяцев. Решение о выдаче кредита принимается за три рабочих дня по технологии "Кредитная фабрика". Помимо предоставления стартового капитала наш банк предлагает предпринимателю пройти курс обучения и выбрать готовое к реализации бизнес-решение. Сейчас эта программа работает только в Петербурге и Мурманске, но в перспективе мы планируем реализовывать ее и в других городах".
"У нас предприниматель может воспользоваться программой, которая ориентирована на выкуп арендуемой коммерческой недвижимости. Сумма такого кредита может достигать 120 млн рублей", - говорит Владимир Лазарев, руководитель группы малого и среднего бизнеса петербургского филиала Промсвязьбанка. В данный момент наиболее востребованы кредиты в рублях, ведь и выручку компании получают в основном в национальной валюте. Впрочем, банки предлагают и валютные кредиты, которыми бизнесмены пользуются в первую очередь для закупки оборудования за границей.
Лояльность банков к заемщикам в секторе малого бизнеса также растет. Например, при трудностях с погашением кредита предприниматель может сообщить об этом в свой банк, и ему предложат реструктуризацию кредита или просто скорректируют график выплат. Также для привлечения клиентов банки предлагают различные акции и бонусы. Как вариант, в течение определенного срока предприятию могут сделать бесплатным кассовое обслуживание или не брать комиссию за выдачу кредита.
По словам банкиров, до 80% кредитов в секторе малого бизнеса берут торговые предприятия, 15% - фирмы, работающие в сфере услуг, и лишь 5% приходится на производственные компании. Впрочем, у банков нет никаких предубеждений относительно того, к какому сегменту рынка относится кредитуемое предприятие.