Банки не готовы работать с сегментом МСБ в полном объеме
В конце 2011 года был зафиксирован всплеск ожиданий предпринимателей относительно доступности финансирования со стороны банков. Весной 2012 года мы видели, что ожидания МСБ идут на спад. При том, что сейчас у бизнеса есть катастрофическая потребность в финансовых ресурсах. Однако две трети предприятий все же планируют использовать собственные средства, а только потом привлекать ресурсы через кредитование банками и предоставление займов от МФО.
По итогам наших исследований мы наблюдаем, что банки не готовы работать с сегментом МСБ в полном масштабе. Банковская статистика говорит, что они предпочитают кредитовать физлиц, нежели МСБ. Причин тому несколько, но основные — это непрозрачность бизнеса и отсутствие качественного и понятного обеспечения.
Когда же предприниматели обращаются к банкам, то в первую очередь их, естественно, интересуют условия по кредиту, во-вторых, — надежность банка, и в-третьих, -доверительные отношения с ним. Для предпринимателя очень важно личное общение и взаимоотношения с менеджером кредитной организации.
Из каналов коммуникаций, которые лучше использовать банкам, чтобы сообщать МСБ о своих предложениях, наиболее эффективным каналом, по итогам исследований НАФИ, является Интернет. Именно там предприниматели наиболее активно изучают предложения банков. Они в основном представлены в поисковых системах (34%), на корпоративных сайтах банков (31%) и на специализированных банковских, финансовых и бухгалтерских порталах (16%). Второй по популярности канал — директ-маркетинг. На третьем месте — реклама в печатных СМИ, в первую очередь, в бухгалтерских и налоговых изданиях (64%), а затем — в региональных (16%).
Искать информацию о банковских услугах в Интернете больше предпочитают микро- и малый бизнес. «Середнячки» более избалованы и ориентируются на прямые предложения со стороны банков. Если рассматривать отраслевой аспект, то предложения по кредитам в Интернете чаще ищут предприятия оптовой и розничной торговли. Предприятия АПК предпочитают печатные СМИ.