Россияне недовольны банкирами
С начала года в российских кредитных организациях было проведено 1272 проверки, составлено 1182 протокола об административном правонарушении, возбуждено 776 дел о проведении административного расследования, вынесено 988 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа. Это почти в три раза больше, чем за 2009 год, и на 24% больше, чем за 2010-й, сообщил Роспотребнадзор.
За последние четыре года в ведомство обратились более 45 тыс. россиян – потребителей финансовых услуг – с разного рода жалобами на банки. Наиболее типичные нарушения – непредставление полной и достоверной информации при заключении кредитных договоров и включение в них условий, ущемляющих установленные законом права потребителей. Например, это взимание комиссии за ведение ссудного счета, за выдачу кредита, за досрочное погашение кредита.
Вице-президент общественной Ассоциации антиколлекторских сообществ РФ Андрей Влас считает рост жалоб со стороны граждан вполне обоснованным. «Банки, выдавая кредиты, действительно зачастую игнорируют права заемщика. Они вписывают в соглашение все, что им приходит в голову, поэтому реальные проценты порой отличаются от заявленных ставок в разы. Используя юридическую безграмотность населения, они вводят заемщика в заблуждение», – рассказал эксперт.
У аналитика инвестиционной компании Никиты Игнатенко иная точка зрения. «Всплеск выявленных нарушений объясняется не злым умыслом со стороны банкиров, а тем, что в текущем году было принято большое количество новых законов, в частности о досрочном погашении кредитов, о залоге, и многие банки просто не успели перестроить свою деятельность», – предположил он. По его мнению, Центробанк, напуганный проблемами в Европе, сейчас в авральном порядке пытается повысить дисциплину в отечественном банковском секторе.