Кредиторов обяжут писать информацию о полной стоимости займа жирным шрифтом
Такие предложения содержатся в проекте закона, опубликованного на сайте ведомства.
Сейчас информация о полной стоимости кредита зачастую представляется в договоре мелким шрифтом, в середине документа и, как правило, может быть незаметна для потребителя без его детального изучения, недоволен минфин. Чтобы отношения заемщиков и кредиторов стали прозрачнее, министерство считает нужным оформлять все договоры по стандартным требованиям. И прописывает, каким именно.
"Информация о размере полной стоимости кредита помещается в квадратную рамку в правом верхнем углу первой страницы кредитного договора. Площадь, ограниченная рамкой, должна занимать не менее 5 процентов площади первой страницы", - говорится в проекте закона. При этом "информация наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера". "Междустрочный интервал не должен превышать высоту шрифта. Информация должна равномерно распределяться по всей площади, ограниченной рамкой", - уточняет министерство.
Претензии у министерства есть и к тому, как кредитные организации информируют клиентов об изменении тарифов. Обычно в договорах предусматривается право на одностороннее изменение тарифов, но об этом сообщается менее чем за 15 дней до даты их введения. А сама информация размещается на сайтах или на стендах в помещении банков. По мнению минфина, потребители должны иметь право об изменении правил игры гораздо раньше - за 45 дней. Помимо размещения таких извещений на стендах, в "Интернете" или в средствах массовой информации, банки и микрофинансовые организации обязаны будут извещать о грядущих изменениях каждого клиента - по почте или любым другим доступным способом. В договоре может быть определена плата за персональное уведомление клиента, признает минфин. Но она не будет высокой - не больше, чем затраты организации на составление и направление такого уведомления.
И, наконец, минфин предлагает запретить навязывание так называемых "пакетных" услуг. Сейчас, сетует министерство, обращаясь за определенной услугой, потребитель зачастую получает не только необходимую услугу, но и ряд дополнительных. При этом согласия потребителя на получение допуслуг в большинстве случаев не требуется. А если в договоре и предусматривается возможность отказаться от них, то такая информация подается мелким шрифтом, в середине договора или в виде поля, на котором надо поставить "галочку". И человек на это может просто не обратить внимание. "Кроме того, как показывает правоприменительная практика ФАС России, стоимость финансовых услуг в "пакете" выше чем, стоимость услуг, входящих в такой пакет, но взятых по отдельности", - указывает еще на этот факт минфин. В законопроекте министерство предлагает закрепить обязанность кредитных организаций получать согласие потребителя на получение допуслуги в письменной форме и в виде отдельного документа.